Submit online application

Site language

User login

 

В пилотируемой космонавтике особое значение придаётся решению проблемы безопасности экипажей КА. Наиболее тяжелой нештатной (аварийной) ситуацией в пилотируемом полёте является утрата космическим кораблём способности к возвращению на Землю (например, из-за обнаруженного в полёте нарушения целостности теплозащитного покрытия, отказа в работе двигательной установки и т.п.). В этом случае спуск экипажа с орбиты возможен только при его эвакуации с помощью корабля-спасателя, сближающегося и стыкующегося с аварийным кораблём.

Постоянно действующая система спасения экипажей кораблей, терпящих бедствие, должна отвечать ряду требований, главным из которых, является принципиальная возможность выполнения спасательной миссии в заданный временной интервал. Это обстоятельство диктует необходимость предусмотреть различные варианты выполнения операции спасения, гарантирующие успешное завершение операции спасения, в том числе и в случае возникновения нештатных ситуаций на самом корабле-спасателе.

В докладе описываются методы обеспечения необходимой эффективности функционирования системы спасения и рассматриваются возможные проблемы, которые могут возникнуть в системе управления полетом корабля-спасателя, и способы их парирования.

Для гарантированного выполнения задачи полета корабля-спасателя предусмотрена возможность осуществления спасательной операции при наличии различных ограничивающих факторов, главным из которых является время, располагаемое на спасение.

Предлагаются критерии оперативного выбора космодрома и времени запуска корабля-спасателя для решения задачи эвакуации экипажа аварийного корабля в конкретном случае. Рассматривается возможность использования для этой цели существующих космодромов, расположенных на территории России, США, Китая, Японии, Индии, Южной Америки, Австралии, а также в условиях морского базирования.

Для минимизации времени осуществления операции спасения описаны методы выбора оптимальных способов дальнего и ближнего сближения корабля-спасателя с аварийным космическим аппаратом в конкретных случаях. В частности, упоминаются методы сближения с аварийным космическим аппаратом, на котором повреждены и не работают системы стабилизации и ориентации, коррекции орбиты.

Рассмотрены особенности управления полетом корабля-спасателя, которые обеспечат надежное выполнение целевой задачи, несмотря на возможные проблемы в ходе полета. В частности, описываются варианты продолжения спасательной миссии при отказе или нестабильной работе элементов, входящих в контур управления корабля-спасателя.

Обосновывается необходимость участия в создании и эксплуатации этой системы в кооперации стран, занимающихся пилотируемой космонавтикой.

Скачать в формате PDF

Назад